Previous Entry Поделиться Next Entry
Доминик Энгр – Dominique Ingres
sahallin

 

 

 

 

 

                 Наполеон на императорском троне 1806Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

Наполеон на императорском троне. 1806

 

ДОМИНИК ЭНГР – DOMINIQUE INGRES

 

Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres 1780-1867. Французский художник,один из ярких представителей неоклассицизма в живописи.

Энгр родился в южно-французском городе Монтабане, в семье талантливого скульптора и живописца. В детстве он посещал классы Тулузской Академии живописи и одновременно учился игре на скрипке, однако музыкальность художника гораздо полнее проявилась позже в мелодичных и гибких линиях его картин и рисунков. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами. Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841).

В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как "наследник" Давида, продолжатель классических традиций конца предыдущего столетия. Однако холодный и строгий классицизм учителя в творчестве ученика превращается в утонченный и самобытный стиль, свободно сплавляющий классические, романтические и реалистические веянья начала века. Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др.), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи.

Образы Энгра глубоко поэтичны и при всем своем классицизме зачастую более "странны" и загадочны, чем образы его романтических антиподов Делакруа и Жерико. Вместе с его произведениями в живопись нового времени впервые входят открытый и чистый цвет готических и персидских миниатюр, плоскостность и деформация формы, подчиненной не только законам анатомии и классическим нормам, но также эмоциональному порыву художника. Стремясь к ритмической выразительности и чисто пластической экспрессии, Энгр порой смело нарушал анатомические пропорции - и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии таких "неканонических" мастеров, как Одилон Редон и Пабло Пикассо. Однако начиная с 1820-х годов в тематических произведениях Энгра под влиянием живописи Рафаэля начинают звучать академические ноты. В таких работах, как "Обет Людовика XIII", "Апофеоз Гомера", "Святой Симфорион, идущий на казнь" или "Мадонна с причастием", свободный творческий порыв мастера и оригинальность его видения ослабляются и гаснут, подчиняясь требованиям академической догмы.

Высшие достижения Энгра были связаны не с этими холодными холстами, а с "бессюжетным" изображением обнаженной натуры. Здесь он не был скован официальными требованиями, не пытался достичь монументального величия Рафаэля и не подражал его мадоннам. В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы совершенной красоты. В отличие от своего антагониста Делакруа, искавшего красоту в непрестанном движении, в порыве и трагическом противоборстве страстей, Энгр воплощал ее в гармонических, устойчивых, скульптурно-четких, масштабных и одновременно филигранных образах. Вместе с тем он был далек от одноплановости. Его обнаженные целомудренно строги и чувственно полнокровны, интимны и экзотичны, загадочны и классически ясны по форме - и при этом окружены не менее прекрасными вещами - драгоценной утварью, узорными цветными тканями и т. д. Для живописной манеры художника характерны плотная лепка, гладкая фактура, воссоздающая как бы твердую оболочку предметов, и утонченная красота колорита. Но хотя Энгр владел тайной гармонических отношений цветовых масс, главным средством его выражения оставалась линия. В изображениях обнаженной натуры она кажется особенно чистой и музыкальной, поистине поющей - передающей в своих ритмах не застывшие черты модели, но саму жизнь и движение формы.

Другой полюс искусства французского мастера - портретная живопись. Энгр ценил ее значительно меньше сюжетной и в юности зачастую обращался к ней в поисках заработка, а в расцвете своей славы - уступая просьбам знатных заказчиков. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. К числу наиболее известных его портретов относятся портреты семьи Ривьер, издателя Л. Бертена, пейзажиста Ф. Грене, графа Гурьева, г-жи Зенон, г-жи Девосей, баронессы Джеймс Ротшильд. Энгр создавал парадные изображения Наполеона I, в которых есть нечто от ван-эйковского великолепия, и трезвые, но полные внутренней силы образы буржуазных деятелей времен Июльской монархии, типа знаменитого Луи Бертена, однако все его произведения отмечены печатью классического статуарного величия. Характерное для XIX века иллюзионистическое правдоподобие в изображении модели сочетается в них с несравненной утонченностью эстетической интерпретации, с яркостью деталей, изысканностью линейных ритмов и смелостью цветовых сочетаний. Особенно декоративны женские портреты мастера, впоследствии восхищавшие своей красочностью Огюста Ренуара.

Особая область искусства Энгра - его графический портрет, в котором он наследовал лучшие традиции французского карандашного портрета XVI века. Здесь поражает умение художника передать средствами чистой графики ощущение внутренней жизни модели и все пластическое и фактурное разнообразие окружающей действительности. Для рисунков Энгра характерны каллиграфическая точность, изящество деталей и смелое противопоставление подробно прорисованной головы модели обобщенному абрису ее фигуры. В его образах запечатлено конкретное и при этом как бы очищенное, вневременное и гармоническое бытие мира. Они кажутся непосредственными и идеальными, чеканно-твердыми и музыкально легкими, лишенными тяжести материи. Именно в карандашном портрете в полной мере проявился высший дар Энгра - его почти магическое владение линией, которое вдохновляло в XIX веке Дега, Сера и Ренуара, а в XX веке обрело в творчестве Пикассо и Матисса.

 

princesse_albert_de_broglie,_nee_josephine-eleonore-marie-pauline_de_galard_de_brassac_de_bearn-1851,Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

Принцесса де Брогли. 1851

 madame_paul-sigisbert_moitessier,_nee_marie-clotilde-ines_de_foucauld,_seated 1856,Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

Мадам Муатессьё 1856

vicomtess_othenin_dhaussonville,_nee_louise-albertine_de_broglie-1845,Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

Графиня Луиза де Оссонсвиль 1845

madame_paul-sigisbert_moitessier,_nee_marie-clotilde-ines_de_foucauld,_standing-1851,Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

Мадам Паула Сайгисберт 1851

baronne_james_de_rothschild,_nee_betty_von_rothschild 1848,Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

Баронесса Ротшильд. 1848

 

SAHALLIN

 

 

СМОТРЕТЬ ДАЛЬШЕ – ДОМИНИК ЭНГР        TO LOOK FURTHER – DOMINIQUE INGRES

 

 bonaparte_as_first_consul-1804,Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin                                                                                       

                                                                                            Наполеон Бонопарт - первый консул. 1804

Caroline Murat 1814-Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

Каролина Мюрат.1814

( Каролина Мюрат,в девичестве Бонопарт,сестра Наполеона Бонопарта )

amedee-david,_comte_de_pastoret-1826,Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin  madame_duvaucey-1807  Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

                                   Амадей де Пасторе 1826                                                                                   Мадам Дювасе 1807

  madame_henri_gonse-large.1845-1852-Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin  charles-marie-jean-baptiste_marcotte_(marcotte_dargenteuil)-1810-Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

                                       Мадам Гонсе- Ларге 1845                                                                               Чарльз Маркотт 1810

madame_jacques-louis_leblanc,_nee_frantoise_poncelle-1823-Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin  madame_marie_marcotte_(marcotte_de_sainte-marie),_nee_suzanne-clarisse_de_salvaing_de_boissieu-1826-Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

                          Мадам Жак-Луи Лебланк 1823                                                                                 Мадам Маркотт 1826

madame_frederic_reiset-large Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin  paul_lemoyne-Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

                                         Мадам Ресет                                                                                                         Поль Лемойне

copy_after_ingress_1804_self-portrait-huge.jpg1850-60-Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

Доминик Энгр автопортрет. 1804

raphael_and_the_fornarina-1814-Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

Рафаэль и Форнарина 1814

Paolo et Francesca 1844-1848-Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

Паоло и Франческа 1848

Жанна д'Арк на коронации Карла VII 1854г-Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

Жанна д Арк на коронации Карла VII 1854

roger_delivering_angelica-1819-Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

                                                                                                Роджер спасает Анжелику 1819

         Odalisque Е l'esclave 1842-Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

Одалиски 1842

la_source-1820-Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin  half-figure_of_a_bather-Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

                             Источник 1820                                                                                            Купальщица

Venus AnadyomКne-Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin  oedipus_and_the_sphinx-Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin1808-

                      Венера Анадиомена 1846                                                                                   Эдип и Сфинкс 1808

  Interieur de Harem 1828-Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

В гареме 1828

   The Turkish Bath 1862-Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin 

Турецкая баня 1862

 

 

Большая одалиска 1814 Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres,sahallin

Большая одалиска. 1814

 

SAHALLIN


Комментарии отключены

Для этой записи комментарии отключены.

?

Log in

No account? Create an account